статья #017 02/03/2025

ЛЮДИ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Преподаватели ИПЛФ – не только крепкие теоретики, но и опытные практики, не изменяющие своей профессии и продолжающие держать руку на пульсе актуальных событий.
Продолжая добрую традицию подкреплять своё веское слово реальным делом, а теорию – практикой, преподаватель ИПЛФ Борис Мурадов в завершение очередного, уже 12-го цикла занятий по курсу "Фотография и слово" и в преддверии своих лекций по теме спортивной фотожурналистики вновь выступил в амплуа "играющего тренера" и поработал репортёром на эксклюзивном профильном мероприятии. Результатом этой работы стал, по определению самого автора, "неформатный фьюжн-репортаж с элементами профессиональной мемуаристики и эффектом динамического смаза".

На ВДНХ
вновь запустили
машину
времени
Репортёрский принцип Бориса Мурадова — «Опробовано на себе!»
Борис Мурадов - журналист, редактор. Сотрудничал с рядом центральных изданий, среди которых "Аргументы и Факты", "Известия", "МК", "Комсомольская правда", "Вечерняя Москва" и другие. Специализировался на репортажах и интервью. В течение многих лет работал в сфере автоспорта, в том числе непосредственно в Формуле-1 и на других крупнейших гонках.
В период 2008-2013 годов возглавлял крупнейшее российское фотографическое издание Digital Photo. Параллельно принимал участие в качестве фотографа в ряде крупных проектов.
С 2013 года, продолжая работать в СМИ, является редакционным директором Культурного проекта РУСС ПРЕСС ФОТО
В качестве журналиста бывал во многих городах и регионах России, имеет огромный опыт работы в зарубежных странах.
Крайне любопытный, но неизвестный широкой публике факт:
в результатах анализа крови автогонщиков помимо всем привычных эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов и прочих гемоглобинов присутствует ещё и особый показатель – бензоциты, отображающие уровень содержания бензина.
А почему, вы думаете, про гонщиков говорят, что у них "бензин в крови"? Именно поэтому. В чём довелось убедиться в какой уж раз, оказавшись в первое воскресенье весны среди большого числа этих незаурядных людей в рамках многочасовой ледовой гонки.

1965 год, Москва. Автор этих строк, тогда ещё 6-летний мальчуган, привлечённый громким и необычным треском моторов, заворожено и
с завистью наблюдает за небольшими гоночными "тележками", стремительно рассекающими насыщенный запахом бензина воздух и взвизгивающими маленькими колёсами-дутиками при маневрировании между разложенными на асфальте большими шинами. Так мне довелось впервые увидеть соревнования по картингу, которые проводились тогда просто на перекрытой для обычного движения соседней улице.

2025 год, Москва. Спустя шесть десятилетий я буквально "впадаю в детство» – вновь оказываюсь в окружении таких же задорно рокочущих своими движками гоночных микромобилей, вот-вот готовых принять старт в Гран-При Москвы по ледовому картингу "Лёд особого назначения" на катке ВДНХ – самом большом не только в российской столице, но и в Европе. И с некоторыми из участников соревнования я знаком тоже уже десятилетиями. Похоже, что опять, как и год назад, сработала машина времени! Что неудивительно, ведь главный зачинщик происходящего наряду с самой ВДНХ, столичным департаментом транспорта и при поддержке компании Aurus – Музей Гаража особого назначения ФСО России (с репортажем о том, что произошло год назад, можно ознакомиться вот здесь >>> https://mipap.ru/mashina-vremeni
ВСЕ НА ЛЁД!
Так же, как и в случае с коньками, которые на катке можно взять напрокат, собственный карт никому из гонщиков с собой тащить не пришлось: техникой участников соревнования в необходимом количестве обеспечил её производитель и сеть картинг-центров, российская компания "МИКС Карт" (участник проекта "Сколково"). Оснащённые 9-сильными моторами, шипованными шинами и защищёнными от ледяной крошки воздухозаборниками, такие карты способны развивать скорость до 90 км/час. Кто-то, кто никогда в жизни не управлял картом, может снисходительно усмехнуться – мол, ну что это за "гоночная" скорость – не 300 ведь и даже не 200… Но, когда сидишь за рулём этой маленькой "тележки" пятой точкой практически на уровне земли, а вокруг нет даже подобия какого-то кузова, лишь рама с невысоким обвесом, 90 км/час ощущаются как те же 200, если не больше. А уж когда под колёсами не асфальт, а чистый лёд…
Любопытно, кстати: если на асфальте людям весом с добрый центнер по понятным причинам трудно на равных состязаться с теми, кто весит вдвое меньше, то на ледовой трассе при прочих равных факторах шансы тяжеловесов, напротив, повышаются – опять же, благодаря пресловутой пятой точке. Через неё пилот всей своей массой давит на заднюю ось, усиливая сцепление ведущих колёс со льдом и тем самым обеспечивая лучшую управляемость в поворотах: где карт с лёгким пареньком или стройной девушкой при ошибке пилотирования снесёт на обочину, там увесистый ездок уверенно впишется в нужную траекторию – как говорится, проверено на себе. Может быть, именно поэтому в ледовом Гран При Москве приняли участие и подтянутые молодые люди стандартного "гоночного калибра", и миниатюрные, почти невесомые (на зато умелые и смелые!) девушки, и откровенно тучные дядьки.
Собственно, детально и пошагово описывать сами соревнования такого рода – дело неблагодарное и малоувлекательное для чтения в отличие от самого зрелища – достаточно и фоторяда. Поэтому стоит пояснить ещё лишь то, что всё решалось посредством последовательных заездов, в которых все участники методом жеребьёвки были распределены по группам, затем были определены 4 показавших лучшие результаты команды, которые сразились уже в финальном заезде. Ну, а правила предусматривали, в частности, пенализацию за агрессивную контактную борьбу и повреждение ограждающих конструкций. На этом, в общем-то, с описанием технической и спортивной составляющих можно и покончить, дальнейший рассказ посвятив не "железякам" и десятым долям секунды, а всё же людям, которые за всем этим стоят.

Так кто же они – эти обычные на вид, но весьма неординарные люди, которые воскресным вечером тёплому домашнему уюту в семейном кругу за чашкой ароматного чая предпочли бодрящий коктейль изо льда, бензина и моторного масла (взболтать, но не смешивать!) на хоть уже и весеннем, но всё ещё студеном воздухе? И ведь не пара-тройка "вконец отмороженных" персонажей, а сразу 64 человека в составе 16 команд – от мала до велика как в плане возрастного диапазона, так и по своим габаритам и весу. Объединило их всех одно – любовь к картингу и соответствующий опыт, позволяющий участникам-любителям на равных бороться с профессиональными гонщиками, в том числе и с самыми титулованными, коих вышло на старт немало.
"ЦЫГАНЫ ШУМНОЮ ТОЛПОЮ"
Атмосфера в расположенном вплотную к трассе "штабном" павильоне отчасти напоминает все структуры паддока многочасовой гонки на выносливость
"в одном флаконе": здесь и локация судейской бригады, и пресс-центр, и щедрый кейтеринг, и зона отдыха… И всё это вместе похоже на большой и шумный зал ожидания где-нибудь на вокзале – с той лишь разницей, что в роли пассажиров здесь фигурируют участники соревнования, а в роли провожающих и встречающих – члены их семей, включая даже грудных младенцев (которых там же и кормили, и спать укладывали), и друзья. Одним словом, на первый взгляд – даже и не вокзал, а просто цыганский табор какой-то… Но, присмотревшись, понаблюдав за происходящим, понимаешь, что просто все эти люди – одна большая и дружная, несмотря на острое соперничество на трассе, картинговая семья.
Причём ведь далеко не все сплошь столичные резиденты, но и из других городов за тридевять земель многие пожаловали поездами-самолётами и своим ходом. А представители прославленной чемпионской команды "КАМАЗ-мастер" – многоопытные пилоты Айрат Мардеев и Антон Шибалов, новичок Алмаз Ахмедов и штурман Сергей Кренев – на легковой или общественный транспорт и вовсе размениваться не стали, а прикатили на соревнование на своём гоночном грузовике, припарковав его в сторонке и затем уж пересев за руль лучше вписывающихся в габариты картинговой трассы микроавтомобилей.

А несколько участников – что заслуживает не просто отдельного упоминания,
а подлинного восхищения! – к ждущим на стартовом пятачке картам подъезжали на инвалидных колясках. Среди них – капитан КБГ Павел Макаров. Не КГБ, а именно КБГ – капитан команды "Картинг без границ" – 25-летний крепкий парень, оставшийся в результате травматической ампутации без обеих ног и гоняющийся на карте со специальным ручным управлением.
Его девиз: "Это не мешает мне участвовать в соревнованиях и вообще жить полной активной жизнью!"

Стоит уточнить, что "Картинг без границ" – не только название команды, но
и в основе своей – проект адаптивного спорта. В его рамках для людей
с инвалидностью опорно-двигательного аппарата работает бесплатная тренировочно-гоночная секция в уже упоминавшемся выше московском центре "МИКС Карт" при поддержке Фонда президентских грантов. Ещё один из постоянных участников тренировок "Картинга без границ" и гонщик одноименной команды – Александр Кузин из Тулы. Его увлечение автоспортом более 15 лет назад в качестве болельщика затем переросло в желание самому попробовать себя уже на трассе – для начала в рамках адаптивного картинга.
И этот человек – яркое воплощение истины "охота пуще неволи" в самом позитивном смысле этого выражения: в течение уже нескольких лет он регулярно ездит на тренировки и соревнования из Тулы в Москву, вставая
с первыми петухами и пользуясь общественным транспортом. Какая уж тут неволя? Полнейшая свобода и сплошной адреналин!

И вот теперь – весьма сложные даже для физически совершенно здоровых людей соревнования, но парни прошли от старта до финиша все заезды, и команда "Картинг без границ" в составе Павла Маркова, Александра Кузина, Дмитрия Фролова и Максима Ивинского по итогам гонки была заслуженно удостоена специального почетного приза.
Парни из команды "Картинг без границ" – гвозди бы делать из этих людей!
Тут, пожалуй, уместно будет привести весьма яркую цитату из взятого мной же
в прежние времена интервью с Николаем Фоменко – не только известнейшим музыкантом, актёром и шоуменом, но и в недавнем прошлом автогонщиком международного класса – в свойственном ему остром стиле: "Да, автоспорт – трудное дело, но, как и все трудности, он кристаллизует характер. И либо у тебя есть яйца, и ты продержался, либо у тебя их нет, и ты – говно, вот и всё!"

Что-то мне подсказывает, правда, что девушки, также активно принимавшие участие в соревновании, не вполне с этим утверждением согласятся. Потому что даже при полном отсутствии у них вышеназванных первичных половых признаков ни смелого куража, ни железной выдержки и воли к победе этим хрупким на вид и очаровательным созданиям точно не занимать!

Николай, кстати, тоже собирался, вроде, принять участие в ледовом Гран При по картингу, однако что-то у него не сложилось. Но зато…
ВО ВСЁМ ВИНОВАТ ВАСИЛЬЕВ
…Но зато заправляет всем этим замечательным делом никто иной как его многолетний напарник по целому ряду команд Алексей Васильев – один из наиболее прославленных автогонщиков нашей страны, заслуженный мастер спорта России, мастер спорта международного класса. "Идея этой гонки родилась сама собой, – рассказал Алексей. – Люди, приезжающие со всей России, приходят на ВДНХ, чтобы всё здесь посмотреть, наслаждаясь при этом атмосферой парка. А здешний каток по праву считается лучшим в стране, но к весне он естественным образом завершает свою работу, и мы получили добро на использование его в последний день сезона для проведения соревнований по картингу. И с каждым годом они вызывает все больший интерес как
у зрителей, так и у самих гонщиков".
Эпизод одной из "Гонок на выживание" на трассе к Крылатском, 1995 год (слева)
Автору этого материала довелось познакомиться с Алексеем Васильевым ещё в 1995 году, когда мы оба участвовали в "Гонках на выживание", и Алексей, тогда уже пятикратный чемпион Москвы по картингу (которым занимался
с 1984 года), одержал победу в суперфинале этих хоть формально
и любительских, но весьма экстремальных соревнований. И в то время как
я далее пошёл несколько другим путём – занялся автоспортивной журналистикой, – Васильев задался целью покорить вершину профессионального автоспорта. В чём и преуспел, в дальнейшие несколько лет одержав победы и завоевав титулы в различных национальных сериях, включая звание чемпиона России по шоссейно-кольцевым гонкам, а с 2000 года он как раз вместе с Николаем Фоменко в числе первых россиян пробился в большие международные гонки – в престижный чемпионат FIA GT.
Алексей Васильев с женой Ольгой, Николай Фоменко и автор данного материала на трассе
"Аутодромо Национале Монца", Италия, 2003 год
Поднаторев в этих соревнованиях за рулём Porsche 911 GT3-RS, Васильев затем продолжил профессиональное восхождение в Европейской серии Ле-Ман с ежегодным участием в легендарном супермарафоне "24 часа Ле-Мана", попутно пересев из Porsche за руль Ferrari 550-GTS Maranello, и, образовав даже собственную команду Ferrari Team Russia, далее сохранял приверженность этой гоночной марке. Вот и в личном пользовании Алексея – весьма неординарный экземпляр красного "гарцующего жеребца" – FerrariMondial 1981 года, страсть к которому он делит поровну с любовью
к ветерану советского автопрома, но тоже необычному – "Волге" ГАЗ-М21
с мощным мотором V8 от "Чайки" под капотом. И при всём том, при всех своих достижениях не забывает по сию пору и первую свою любовь – картинг, который выбрал в детстве из более чем десятка опробованных им видов спорта. "Даже прокатный картинг даёт возможность тренироваться для поддержания надлежащей спортивной формы", – утверждает Васильев.
Алексей Васильев, "24 часа Ле-Мана", 2007 год
А ещё Васильев очень любит женщин. Вот и гоночный день на ВДНХ он провёл в обществе юной брюнетки-красавицы – своей 18-летней дочери Александры.
А всего у него с женой Ольгой аж три дочери, так что преуспел он не только
в автоспорте, и вот этих-то прекрасных четырёх особ женского пола Алексей
и любит. Правда, сетует, что, сколько ни пытался привить старшей, ныне уже взрослой дочери Насте интерес к гонкам хотя бы на уровне картинга, но тщетно. А вот средняя дочка Саша перед стартом гонки с явным удовольствием прохватила на пару со своей подружкой несколько кругов на картах по ледовой трассе – с трудом её "поймали" и остановили… Такие они, папины дочки!
Дочка Алексея Саша разделяет страсть отца к автогонкам.
Кстати, нельзя не упомянуть и о другом случае автоспортивной "семейственности" (в самом хорошем смысле!), имеющем прямое отношение
к гонке на ВДНХ. Речь о руководителе отвечавшей за техническую сторону соревнований компании "МИКС Карт" Алексее Ермилине, родители которого на протяжении многих лет занимаются организацией в России самых значительных шоссейно-кольцевых гонок, а отец, Игорь Васильевич Ермилин – к тому же не только президент Федерации автоспорта и туризма России, но и талантливейший инженер, идеолог и главный конструктор таких знаковых отечественных автомобилей как гоночный прототип "Феникс" и суперкар Marussia (задуманный изначально также в гоночной версии). Вот уж тут-то бензин в крови точно передался с генами по наследству!
Алексей Васильев готовится показать мастер-класс подрастающему поколению.
Ну, а комментируя гонку "Лёд особого назначения", Алексей Ермилин отметил,
в частности, что в этом году турнир, который проводятся уже в третий раз, стал масштабней, увлекательнее и интересней: "Соревнование эволюционирует,
и в сравнении с первыми "пробами пера" сейчас мы реализуем новый формат, который позволяет поддерживать на трассе постоянную борьбу. Кстати, под катком, по которому проложена трасса, установлены ледовые генераторы, так что гонка состоялась бы даже при плюсовой температуре".

И ледовая гонка, надо сказать, не просто состоялась, но и удалась на славу – даже при том, что на старт вышли не все изначально заявленные к участию
в ней звёзды российского и международного спорта: например, наш первый пилот Формулы-1 Виталий Петров, увы, приболел и потому приехать не смог. Но зато буквально как снег на голову свалился на соперников не заявленный предварительно другой российский первопроходец международных гоночных трасс – Виктор Маслов.
Ледовая трасса прошла по периметру этого пространства на ВДНХ, 2025 год.
"ЛИРИЧЕСКОЕ" ОТСТУПЛЕНИЕ: МАСЛОВЫМ ГОНКУ НЕ ИСПОРТИШЬ!
Виталий Петров совершенно заслуженно считается "нашим Гагариным в Ф-1", но незаслуженно мало сейчас знают про другого российского гонщика, пробившего путь в международный автоспорт – Виктора Маслова.
Пользуясь случаем, восполним пробел!
Виктор Маслов на ВДНХ, 2025 год
Детство и юность Виктора, уроженца таёжного, если не сказать захолустного рабочего посёлка Сургут, тогда только-только обретшего с мощным развитием в регионе нефтедобычи статус города, пришлось, мягко говоря, на не самые благополучные времена. В 90-е Сургут был буквально насквозь пропитан не только нефтью, но и алкоголем, наркотиками, криминалом, и у многих сверстников Виктора просто даже не было иного выбора.
"Мне очень трудно и очень больно об этом говорить. Как бы то ни было,
я люблю свой город, и очень рад, по-настоящему горжусь тем, что вырос именно в нем. Но то, что в Сургуте происходит в последние годы – это действительно трагедия, – откровенно и с горечью делился в своё время Виктор. – Многие хорошие парни, у кого могло бы быть прекрасное будущее, попадают в тюрьму или становятся наркоманами. Вот только виноваты ли
в этом они и такие же парни в других промышленных городах России, фактически брошенных сейчас на произвол судьбы? Что еще остается людям, лишившимся работы, возможности учиться, жить по-человечески? Мне в этом смысле повезло – я уехал со старшим братом в Москву учиться и избежал всего этого. И теперь вот надеюсь, что, если сегодня послужу примером хоть для кого-то из таких же пацанов, то, значит, пришёл в автогонки не зря, пусть и не достигну в них вершины". Сказано это было в 2001 году – по ходу заключительного для Виктора сезона его выступлений в международном чемпионате Формулы-3000 в рамках многочисленных наших бесед в дни,
когда его гонки совпадали с этапами проведения Гран При Ф-1.
Виктор Маслов на старте гонки Ф-3 серии НГСА-АСПАС, Москва, 1998 год
Удивительно, но Маслов, которому тогда было уже 25, за несколько лет до этого о гонках ещё даже и не мечтал, впервые в своей жизни увидев картодром в туристической зарубежной поездке. И в то время как практически все звёзды автоспорта начинают заниматься картингом едва ли не с пелёнок (к примеру, 4-кратный и действующий чемпион Формулы-1 Макс Ферстаппен – с 4-летнего возраста), Виктор первый раз уселся за руль карта, будучи уже далеко не карапузом, а юношей. Но картинг сразу стал его страстью и захватил настолько, что уже в 1997 году, пересев в кокпит машины Формулы-3 Dallara F397, выиграл свою дебютную взрослую гонку в рамках кубка Rothmans-АСПАС на Воробьёвых горах в Москве (где мы с ним и познакомились). А по итогам сезона занял второе место, уступив лишь более опытному и быстрому товарищу по команде, итальянцу Альберто Педемонте, но обойдя ещё более опытного Фабио Бабини.

Проведя также год уже в итальянской Ф-3, Виктор впервые в истории отечественного автоспорта занял место в одной из машин международной Ф-3000 – последней ступени перед заветной Формулой-1 – и за три проведённых в этой серии года заметно прогрессировал. Да, в сравнении
с грандами этого класса он выглядел слабее. Да, это был спонсорский проект со стороны российской компании "Лукойл" (при содействии работавшего в её руководстве старшего брата Виктора), крупно вложившейся в едва сводящую концы с концами британскую команду Arden, которая стала называться Arden Team Russia. Но сам Маслов, обладая очевидным талантом, который обнаружился в нём слишком поздно для должного развития, честно выкладывался "на все сто", а зрители всего мира на трассах серии видели машину с огромной надписью Россия и гордым двуглавым орлом на бортах.
Виктор Маслов перед стартом гонки Ф-3000 на австрийском автодроме "А-1", 2001 год
Шансы попытаться проявить себя далее уже и в Формуле-1 были невелики, но всё же такая возможность обсуждалось, о чём мне тогда же рассказывал не только сам Виктор, но и владелец команды Ф-1 Minardi Пол Стоддарт: "Сначала ему стоило бы поездить в нашей команде в Ф-3000, как он ездил там же за Arden. Тогда у него было бы больше шансов, поскольку у нас есть еще и команда в Ф-1, а у Arden – нет. И всё уперлось в ту же проблему – деньги. Сейчас есть только два пути в Формулу-1: или ты обладаешь невероятным талантом (хотя таких – единицы), либо у тебя есть "мешок с деньгами". Не всем гонщикам удается блеснуть в Ф-3000 и других младших формулах, а в Ф-1 они неожиданно раскрываются и оказываются достаточно быстрыми, но при этом у них просто нет иных шансов сюда попасть, кроме как купив себе место. Мы традиционно предоставляем таким гонщикам шанс, однако мы просто не в состоянии заниматься чистой благотворительностью". К сожалению, Виктору тогда не хватило всего пару лет, чтобы окончательно "вкатиться" в Ф-3000 для возможного последующего перехода в Ф-1, а спонсорская поддержка элементарно закончились. При этом команда Arden к тому моменту уже настолько крепко встала на ноги и получила столь мощный импульс развития, что вскоре завоевала два подряд чемпионских титула, и второй чемпион получил-таки путёвку в Ф-1, хотя там славы уже не снискал...

Но интересно вот ещё что: самым первым пилотом и владельцем той команды был никто иной как Кристиан Хорнер – нынешний директор команды Ф-1
Red Bull Racing, в составе которой и завоевал 4 чемпионских титула подряд упомянутый выше Ферстаппен. И совершенно ясно, что, если бы команда Arden так не поднялась в своё время на деньги "Лукойла", то союз Хорнера и Red Bull вряд ли бы сложился. Так что, как бы парадоксально это ни звучало, но вполне можно считать, что Макс Ферстаппен своими четырьмя чемпионскими титулами в определённой мере обязан… Виктору Маслову.
Ну, и теперь Виктор решил тряхнуть стариной и показать класс на "Льду особого назначения". Вот уж и впрямь не стареют душой ветераны…
Виктор Маслов, телекомментатор Алексей Попов и автор данного материала в паддоке трассы
Спа-Франкоршам, Гран При Бельгии, 2001 год (слева)
Фото справа – Почти четверть века спустя…
МУЗЕЙ ГОН ИДЁТ НА ОБГОН
Убедительную победу в турнире на своей, что называется, "домашней" трассе одержали "местные" – команда Музея Гаража особого назначения ФСО России в составе Джона Багдасарова, Максима Кима, Максима Орлова и под предводительством 35-летнего Антона Небылицкого – потомственного автоспортсмена (его отец Никита – мастер спорта и 9-кратный чемпион СССР по ралли), двукратного чемпиона по картингу, чемпиона итальянской Формулы Ford, проявившего себя также и в Мировой серии Renault, а ныне руководителя собственной гоночной школы. Как говорится – положение обязывает!
Компанию по призовой тройке (а, если считать по гонщикам, то призовой дюжине) победителям составили занявшая второе место команда "Росгосстрах Жизнь" (Вячеслав Бушуев, Михаил Вальсов, Данила Жданов, Валерий Смирнов) и классифицированная на третьей позиции команда Russian Racing Group (Александр Губанов, Сергей Залепухин, Илья Казаков, Виталий Ларионов).

Главный трофей соревнования вместе с завоевавшей его командой гонщиков по справедливости разделил Алексей Беликов – генеральный директор Музея ГОН, инициатива которого и сделала возможным организацию такой гонки.
А выступившая в качестве титульного спонсора мероприятия компания Aurus намерена на этом не останавливаться и сделать его проведение ежегодной традицией. "В будущем мы планируем расширить формат соревнования, сделав его ещё более продолжительным и предоставив возможность приобщиться к этому захватывающему виду спорта ещё большему количеству желающих", – пообещал коммерческий директор компании-производителя российских автомобилей высшего класса Артем Юсупов.
А по данным ещё одного ключевого партнёра мероприятия – российского медиахолдинга Maer, обеспечившего онлайн-показ соревнований на огромных медиафасадах и уличных медиаэкранах в Москве и других городах-миллионниках в десятках регионов нашей страны, – за эпизодами гонки имели возможность следить около 3 млн человек. "Потрясающе! – восторженно поделился впечатлениями основатель и гендиректор холдинга Константин Майор, самолично принявший участие в заездах. – Сегодня мы открыли новое измерение в мире спортивных трансляций – впервые передавали видеокартинку с масштабных соревнований на наши огромные уличные телевизоры в прямом эфире".

Мне же подумалось: 60 лет назад, когда я впервые в жизни увидел соревнования по картингу, такое и не снилось, было чем-то из области фантастики. А теперь существует в реальности. Как, кстати, и машина времени: очевидно же, что она тоже существует и она действует, это истинная правда!

А вот насчёт особого показателя в результатах анализов гонщиков – это всё выдумки, конечно. Нет в крови этих особенных людей никаких таких "бензоцитов". Но бензин – есть! Такой вот феномен. Поговаривают даже, что
в жилах гонщиков вообще течёт не кровь, а чистейший высокооктановый бензин. Потому-то они такие заводные.
Под занавес мероприятия автор репортажа не устоял перед искушением запечатлеть себя в соответствии с традициями жанра в отражении на шлеме
Текст и фото статьи – Борис Мурадов – журналист, редактор,
преподаватель ИПЛФ.
Made on
Tilda