статья #016 23/02/2024
На ВДНХ представили
действующую машину времени!
Преподаватели ИПЛФ – не только крепкие теоретики, но и опытные практики, не изменяющие своей профессии и продолжающие держать руку на пульсе актуальных событий.
Вот и Борис Мурадов, завершая очередной, уже 10-й цикл лекций и практики по курсу "Фотография и слово", вновь выступил в амплуа "играющего тренера" и поработал репортёром на очень неординарном мероприятии.

На ВДНХ представили действующую машину времени!
Фото: Борис Мурадов
Журналист Борис Мурадов. 2024
Борис Мурадов - журналист, редактор. Сотрудничал с рядом центральных изданий, среди которых "Аргументы и Факты", "Известия", "МК", "Комсомольская правда", "Вечерняя Москва" и другие. Специализировался на репортажах и интервью.
В период 2008-2013 годов возглавлял крупнейшее российское фотографическое издание Digital Photo. Параллельно принимал участие в качестве фотографа в ряде крупных проектов.
С 2013 года, продолжая работать в СМИ, является редакционным директором Культурного проекта РУСС ПРЕСС ФОТО
В качестве журналиста бывал во многих городах и регионах России, имеет огромный опыт работы в зарубежных странах.
На ВДНХ представили действующую машину времени!

На фоне развёрнутой на ВДНХ грандиозной международной выставки-форума "Россия", в рамках которой что ни день происходит что-то особенное и очень интересное, это событие нельзя назвать столь же масштабным. Но эпохальным – с полным на то основанием! К тому же прошло оно с подлинным блеском, и от увиденного аж дух захватывало.

А ведь ещё каких-то пять-шесть лет назад этот проект казался совершенно несбыточным. В самом деле: создать машину, способную перенести даже не одного единственного индивидуума, а целую группу граждан на десятилетия назад, причём без малейшего вреда их здоровью – это ведь что-то из области фантастики. Прежде так и было. Но теперь это стало реальностью.
"Путь к осуществлению задуманного был долгим и тяжелым, - рассказывает вдохновитель и руководитель проекта Кирилл Молодцов. – Подступались к нему несколько раз – и 2012 году, и в 2015, и в 2017… И затем начатая всё же в 2018 году крайне напряжённая работа коллектива энтузиастов и блестящих специалистов МСЦ-6 спустя пять с лишним лет увенчалась замечательным результатом!"
И результат этот как раз и был показан в стенах расположенного на территории ВДНХ музея ГОН ФСО РФ – в таких делах без секретной службы, понятно, не обходится...
ВОЗВРАЩЕНИЕ "КОРОЛЯ ДОРОГ"
Что ж, пора раскрыть карты: МСЦ-6 – это легендарный механосборочный цех №6 автомобильного завода им. Лихачёва, тот самый цех, который в 1980-х годах обеспечивал производство лимузинов для первых лиц государства и коллектив которого чудом сохранился даже после ликвидации предприятия более десяти лет назад. Именно эти мастера высочайшей квалификации и составили костяк реставрационной мастерской "МакАУРУС" – единственной
в мире, позволяющей в полном объеме восстанавливать и обслуживать коллекционные автомобили марки ЗИС/ЗИЛ.

И именно этот коллектив под предводительством уже упомянутого выше автоколлекционера, инициатора создания музея ЗИЛ Кирилла Валентиновича Молодцова и бывшего начальника МСЦ-6 Владимира Васильевича Чуркина осуществил сложнейшую инженерную и практически ювелирную работу по восстановлению буквально из праха первого в истории СССР отечественного междугороднего автобуса ЗиС/ЗиЛ-127 1956 года выпуска.
Этих знаменитых и харизматичных "сухопутных лайнеров" на сегодняшний день сохранилось лишь 4 из 851 выпущенного в период с 1955 по 1961 год экземпляра. Один уже был отреставрирован до ходового состояния ранее, но находится в Эстонии, три других медленно и, казалось, неотвратимо превращались в утиль, и вот теперь своим великолепным музейным образцом ЗиС/ЗиЛ-127, причём тоже полноценно ходовым, обогатилась и Россия.

Стоит отметить, что восстановлен не просто легендарный, но ещё и особенный, уникальный автобус, поскольку он не чтобы точно ЗиС, но ещё и не совсем ЗИЛ: как пояснили авторы проекта, заложен данный экземпляр 127-го был ещё на заводе им. Сталина, а отправился бороздить просторы Советского Союза, выехав за ворота уже завода им. Лихачёва (переименование предприятия датируется 26 июня 1956 года). И потому на его передке красуется уже логотип ЗиЛ, а, скажем, на панели радиоприёмника – ещё ЗиС-Москва. Так что, можно сказать, будучи по паспорту "лихачёвцем", данный 127-й где-то в глубине своей автобусной души остался верным "сталинцем".
Свой трудовой путь данный экземпляр заканчивал в Ростовской области, откуда его и вернули в родные заводские пенаты, однако же сам завод так и не успел взяться за его реставрацию. Хорошо хоть, что Молодцов сотоварищи успели спасти его от сдачи в металлолом буквально в последние дни физического и юридического существования завода им. Лихачева, ещё цеплявшегося за остатки своих территорий на юго-востоке Москвы.
Одним словом, на момент начала восстановительных работ состояние автобуса-ветерана было столь плачевным, что и кузов, и салон, и двигатель,
и практически все прочие компоненты пришлось разбирать до винтика, искать оригинальные запчасти, а многое изготавливать заново – благо,
в распоряжении мастерской оказался полный комплект заводской документации по этой модели. Когда в своё время ЗиЛ передал автобусное производство Ликинскому автозаводу (ЛиАЗ), была передана и вся документация на модели 154, 155 и 158, а все бумаги на модель 127 в связи
с прекращением её производства, так и остались в Москве, что теперь стало неоценимым подспорьем в работе реставраторов, как пояснил один мастеров Владимир Харинов, в прошлом работник экспериментального цеха завода. "Совокупность этой документации и наших собственных компетенций, опыта, применения оригинальных технологий стала залогом того, что уникальный автобус был воссоздан с максимальной степенью аутентичности" – заверил
по ходу показа музейного раритета Владимир Чуркин.

И, глядя на этот в буквальном смысле блестящий результат работы реставраторов на фоне разложенных по соседству ржавых и деформированных узлов и фрагментов "исходника", поверить в такую чудесную трансформацию было столь же трудно, как и в возможность создания пресловутой машины времени.
ПОЧТИ САМОЛЁТ
ЗиС-127 вполне можно назвать "шоссейным Ту-104". Оба – пионеры в своей области: 104-й стал в 1956 году первым отечественным пассажирском авиалайнером на турбореактивной тяге, а 127-й в том же году – тоже первым в СССР лайнером, но сухопутным: оба ознаменовали собой революцию в области протяжённых междугородних перевозок – один по воздуху, другой – по наземным маршрутам. Помнится, даже шума оснащённый мощным дизелем автобус производил не меньше, а то и больше, чем его крылатый реактивный сверстник. Вот и сиденья повышенной комфортности в салонах этих машин были практически идентичной конструкции, так что расположившиеся в них сограждане могли с удовольствием констатировать: "4 часа – полёт нормальный", – независимо от того, путешествовали ли они в облаках или по асфальту. А поскольку в столице, в частности, автобусы ЗИС-127 были задействованы также и на доставке авиапассажиров от городского аэровокзала до московских аэропортов и обратно, то такая поездка становилась органичной частью собственно авиаперелёта.
Однако же на презентации отреставрированный ЗиС/ЗиЛ примерил на себя свою первородную роль – автобуса для перевозок на дальние расстояния. На его маршрутоуказателе над лобовыми стеклами были установлены таблички в соответствии с одним из наиболее популярных реальных маршрутов, на которых он работал в 50-х и 60-х годах прошлого столетия: Москва-Ленинград.
Под стать была подобрана и группа пассажиров в исполнении актёров, разыгравших в рамках мероприятия очень милое, узнаваемое по фильмам той эпохи театрализованное представление. Персонажи были, что называется, как живые, наполнив происходящее ощущением "всамделишности".
Ну и, наконец, каждый присутствующий – помимо возможности беспрепятственно полазить по всему автобусу и заглянуть во все его уголки и отсеки – мог запустить руку в спецмешок, дабы выудить из него небольшой памятный сувенир – магнитик с изображением героя дня – "короля дорог" ЗИС-127, усилиями энтузиастов получившего вторую жизнь.
Что касается самого отреставрированного экземпляра, то он пробудет в Музее ГОН до 23 февраля, после чего переедет по месту своей постоянной прописки – станет частью экспозиции Музея завода им. Лихачева, что на улице Сокольнический Вал.
ПОСЛЕСЛОВИЕ

Помните нетленную цитату из популярнейшей советской кинокомедии: "Когда я был маленьким, у меня тоже была бабушка"? Моя бабушка была коренной сибирячкой. И, ещё только направляясь по заснеженной территории ВДНХ к зданию музея Гаража Особого Назначения ФСО РФ на презентацию отреставрированного автобуса времён моего детства, я вспоминал, как точно в такую же "студёную зимнюю пору" меня, тогда ещё 12-летнего мальчишку мама отправила в гости к бабушке на зимние каникулы. Она проводила меня до стойки регистрации Московского городского аэровокзала, неподалёку от которого мы жили, напутствовала, расцеловала, отдала "на поруки" взрослым пассажирам, и уже скоро я, замирая от предвкушения предстоящего путешествия, устроился в уютном кресле по-домашнему тёплого и нетерпеливо порыкивающего мощным мотором автобуса, который через какой-то час-полтора доставил меня вместе со всеми прямо к трапу уже готового лететь в Сибирь Ил-18. Этим автобусом как раз и был ЗиЛ-127 – в предпоследний год его эксплуатации.
И вот, спустя более чем полвека, пройдя в демонстрационный зал музея, я вновь увидел перед собой эту дивную, сверкающую хромом машину и вновь уютно устроился в одном из её роскошных кресел. Машина времени сработала. В добрый путь!
Текст и фото статьи – Борис Мурадов – журналист, редактор,
преподаватель ИПЛФ.
Made on
Tilda