ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ЛЮБИТЕЛЬСКОЙ ФОТОГРАФИи
Валерий Щеколдин
Валерий Щеколдин – классик российской документальной фотографии, один из самых ярких фотографов made in USSR.
Удивительно, сколько лет Щеколдин работал "в стол", создавая летопись своей эпохи. Признание, выставки, премии - все пришло к нему после 1991.
Валерий Щеколдин профессионально занимается фотографией с 1974 г. Работал внештатным фотокорреспондентом в газете «Ульяновский комсомолец», публиковался в журналах «Советская женщина», «Огонек», «Работница», «Крестьянка», «Семья и школа», «Родина». Последние годы сотрудничает с журналом Stern.

Его фотографии времен СССР – уникальное свидетельство ушедшей эпохи. Сам фотограф называет жанр, в котором он работал в то время, «соцкретинизмом»: «Когда я делал свою серию снимков о ненаглядной наглядной агитации и глуповатой политической пропаганде, к которой нельзя было относиться всерьез, но которая, однако, делала свое дурацкое дело, я понял, что относиться к ней надо с юмором. Тогда я придумал для себя направление: «Соцкретинизм» – и стал последовательно выявлять абсурд системы».

Валерий Щеколдин стал фотолюбителем в период противовеса официальной фотографии, когда в конце 1960-х гг. появляются и завоевывают популярность общества фотолюбителей. Однако даже в этой страте большинство предпочло в конце концов «внутреннюю эмиграцию» и лишь немногие, подобно Валерию Щеколдину, имели мужество выступать с последовательной критикой социальной среды. В итоге Валерий стал истинным подпольным фотожурналистом брежневской эпохи. Фотографии Щеколдина показывают, как на самом деле выглядела жизнь в те двадцать лет. Он вовсе не был антисоветчиком, диссидентом. Зачем же снимал? - Как он объясняет: "У меня была такая реакция на оглупление. Реакция на пропаганду..." Здесь нет как розовых очков коммунистической прессы, так и привкуса диссидентской желчи. Это результат пристального всматривания в лица и души современников. Удивительно, сколько лет Щеколдин работал "в стол", делая эти фото. Признание, выставки, премии - все пришло к нему после 1991.

1997 «Лучший фотограф года в России» — «Пари Матч», «Лучшая фотосерия года» — «Интерфото-96».
1998 «Фотограф года» — клуб фоторедакторов Германии, 1-е место, Повседневная жизнь, фотосерия — «Интерфото-97».
1999 «Лучшая фотография года» — «Интерфото-98», «Премия за гуманистическое отношение в фотографии» — Институт гуманитарных исследований, Франкфурт-на-Майне, Германия, «Лучшая фотосерия в журнале» — клуб фоторедакторов Германии.

Персональные выставки:
1987 «Момент истины», Ульяновск, Областной художественный фонд.
1991 «Сокровенный человек», Москва, Фотоцентр.
1994 «В слове Победа — корень Беда», посвященная ветеранам Великой отечественной войны, Москва, Фотоцентр.
1997 «Фотографии», Москва, галерея «Русское поле».
1998 «Ульяновск», Москва, Новый Манеж (в рамках Фотобиеннале-98).

Пишет тексты о фотографии и фотографах на сайте «Photographer.Ru»: http://www.photographer.ru/aspects/198.htm
"Фотография сейчас бессмысленно стремится к формальному совершенству. Она стремительно превращается в графический балет. При этом, как из стерильного балета (родоначальником которого был грубый крепостной бордель), из фотографии исчезает жизнь, ее социальное содержание, которое наиболее присуще фотографии и наиболее ценно в ней. Вместо этого возникает интернациональный безличный стиль. Это напоминает каллиграфические прописи, которым все с разной степенью искусства, таланта и прилежания следуют. Но от этих «прописей» публику уже тошнит".
Валерий Щеколдин
фотограф
Дисциплины в программе института
Фотография - визуальная социология.
Анализ любительской фотографии, изучение культуры повседневности.
Made on
Tilda