01/10/2018
ОСТАНОВКА ПО ТРЕБОВАНИЮ
Ко Дню рождения Московского центрального кольца открылась выставка фотоснимков инфраструктуры МЦК фотографа Ольги Максимовой подготовлена Институтом фотографии РУСС ПРЕСС ФОТО совместно с Московским метрополитеном.
Экспозиция открыта для гостей и пассажиров до середины ноября 2018 г.

Выставка расположена в галерее на переходе от станции МЦК "Площадь Гагарина" к станции метро "Ленинский проспект".

ОСТАНОВКА ПО ТРЕБОВАНИЮ

43 фотосюжета, концептуально представленных в виде собранных триптихов, созданные фотографом и выпускницей Института Профессиональной и Любительской Фотографии Ольгой Максимовой
и куратором Василием Прудниковым (РУСС ПРЕСС ФОТО) .
Из серии "Остановка по требованию". Москва, 2017-2018. Фото: Ольга Максимова
Родилась в Москве в семье инженеров.
Папа интересовался фотографией, в свободное время снимал на фотоаппарат «Зенит», самостоятельно проявлял пленку и печатал кадры. Мама увлекалась живописью и с детства водила Ольгу
в музеи. В семье родителей Ольгу всегда окружали альбомы известных художников, которые она с удовольствием рассматривала. Как-то Ольга обратилась к папе и попросила научить ее снимать
и проявлять фото. Папа считал, что процесс этот сложный
и женщине в эту область не нужно углубляться, т.к. вряд ли она сможет освоить этот процесс «от и до». Поэтому Ольга могла только наблюдать со стороны папину работу.
Но вот когда в 2000-х годах появилась цифровая техника, доступная по цене и по сложности освоения широкой публике, тогда Ольга приобрела себе профессиональный фотоаппарат, закончила курсы фотографии в 2008 году и начала снимать. С тех пор было несколько побед в конкурсах: призер Углического фестиваля 2016 года; участник выставки, организованной Британским посольством
в Москве по теме загрязнения окружающей среды; несколько публикаций в «Новая Газета».
Ольга регулярно посещает действующие экспозиции выставок художников и фотографов, проходящие в Москве, следит
за творчеством известных фотографов.
В 2017 году окончила ИПЛФ РУСС ПРЕСС ФОТО.

Ольга Максимова
Фотограф, выпускница ИПЛФ
При просмотре дипломных работ, я не как ректор института, а глазом выставочного куратора сразу обратил внимание на большой потенциал фотосъемки Ольги. Успех этой коллекции думаю в синтезе трех составляющих: правильный взгляд фотографа, отличный дизайн МЦК и концептуальная подача фотографий зрителю. Сочетание масштабных панорам и точечных акцентов позволило, мне кажется, передать суть МЦК – станция-участок-станция-…
Василий Прудников
Директор ИПЛФ - РУСС ПРЕСС ФОТО
If a building becomes architecture, then it is art
Из серии "Остановка по требованию". Москва, 2017-2018. Фото: Ольга Максимова
МЦК ГЛАЗАМИ ОЛЬГИ МАКСИМОВОЙ
Впрочем, началось-то все
как раз с ознакомительной поездки Ольги по только-только начавшему функционировать новому кольцу в качестве самого обычного пассажира.
Что общего между ИПЛФ и МЦК?
Во-первых, они почти ровесники –
начали свою работу в один год с разницей всего в пару месяцев. Во-вторых, благодаря МЦК студенты ИПЛФ легко, удобно и с удовольствием добираются на учебу с любого конца Москвы.
Ну, а в-третьих, одной из них – Ольге Максимовой, ныне уже дипломированной выпускнице института, этого показалось мало: неординарную практическую часть своего дипломного проекта она посвятила именно Московскому центральному кольцу, показав его
с неожиданной стороны, которая для обычных пассажиров зачастую
не заметна за будничной рутиной.
"Я была просто очарована этим новым для Москвы видом транспорта, - вспоминает сейчас она. – С одной стороны, в нем все очень здорово продумано и есть все то, что требуется современному жителю мегаполиса: уютная атмосфера, широкие проходы, удобные кресла, мониторы, туалеты, спецсредства для людей с ограниченными возможностями и многое другое. Можно легко перевезти велосипед, зарядить телефон. С другой стороны, электропоезда выглядят ультрасовременно, отличаются ярким цветом
и дизайном, архитектура переходов и внутренних помещений станций
не только удобна для ориентации, но и привлекательна визуально.
И мне захотелось выразить свое позитивное отношение к МЦК через фотографические снимки.

Ольга Максимова
фотограф
If a building becomes architecture, then it is art
Из серии "Остановка по требованию". Москва, 2017-2018. Фото: Ольга Максимова
Сначала попыталась снимать, используя приемы традиционной документальной фотографии. Но осталась недовольна: не получилось передать уникальное своеобразие этого объекта, подчеркнуть его принципиальную новизну, раскрыть его собственную эстетику и красоту окружающей его среды. Тогда я решила обратиться к художественным стилистикам XX века – модернизму, ар-нуво, фовизму, кубизму, конструктивизму и другим – и, просмотрев первые 2-3 такие съемки, поняла, что выбрала верный путь. Далее в течение полугода снимала по возможности в разное время суток, в разных погодных условиях, в разные времена года. Изначально глаз цеплялся за какое-то интересное место или ситуацию, и затем уже
в поисках наиболее удачного кадра съемка велась вокруг этой истории под разными ракурсами, при разных настройках фотокамеры, и с оглядкой именно на стилистический опыт художников XX века. Набрав таким образом достаточное количество фотоснимков, я объединила их в уже осмысленную серию, дав ей название "Остановка по требованию".
Из серии "Остановка по требованию". Москва, 2017-2018. Фото: Ольга Максимова
Причем придать завершить работу над этим проектом, придав ему должный финальный вид, оказалось, пожалуй, сложнее, чем начинать его.
Ведь я располагала множеством вариантов отображения одной и той же сцены/места, поэтому финальный отбор и компоновка кадров дались нелегко
и потребовали весьма долгого времени. Обычно начинать сложнее, потому что нужно продумать концепцию, выбрать стилистику, подобрать реквизит, фототехнику, учесть много других нюансов. А тут все пошло иначе: съемка началась на, можно сказать, интуитивном уровне, от ощущения, которое захотелось передать, а уже в процессе ее пришло понимание, как достичь желаемого результата, используя те или иные фотоприемы".
If a building becomes architecture, then it is art
Из серии "Остановка по требованию". Москва, 2017-2018. Фото: Ольга Максимова
Официальная справка:
Московское центральное кольцо (МЦК) является совместным проектом
ГУП «Московский метрополитен», ОАО «РЖД» и АО «МКЖД».
МЦК призвано стать неотъемлемой частью современной транспортной системы города, распределяющей пассажиропотоки столицы.
Всего на Московском центральном кольце 31 транспортно-пересадочный узел, с каждого можно пересесть на наземный общественный транспорт.
С обеих сторон железной дороги организованы удобные подъездные пути, разворотные площадки для автобусов, установлены новые остановки.
Запуск пассажирского движения на МЦК состоялся 10 сентября 2016 года.
До 2020 года запланировано развитие прилегающих территорий к ТПУ МЦК. Заброшенные ранее промышленные зоны получат новый виток развития,
где будут построены деловые и торговые центры, апарт-отели, жилые дома. Благодаря развитию транспортной инфраструктуры, доступность многих районов значительно улучшится.
Всего по МЦК в сутки курсируют в рабочие дни 177 пар поездов «Ласточка»,
а в выходные – 150 пар.
ДВОЙНОЕ ДНО
И сдается, что для Ольги Максимовой ее "Остановка по требованию" – явно не конечная.
Тут самое время заметить, что любой авторский проект – это своего рода шкатулка с двойным дном – и не только потому, что автор и зритель могут воспринимать его по-разному, но и в силу того, что для зрителя это, как правило, законченный продукт, в то время как авторский замысел может подразумевать и его продолжение, и некую дальнейшую трансформацию.
If a building becomes architecture, then it is art
Из серии "Остановка по требованию". Москва, 2017-2018. Фото: Ольга Максимова
Сама она на сей счет поясняет: "В силу объективных причин изначально проект нужно было завершить в указанный срок, и в этом смысле он вполне удался и получился законченным, основной замысел был реализован, так что какого-то ощущения неудовлетворенности результатом у меня, как у автора, нет. Другое дело, что потенциал у этого проекта огромный, и чем дольше я над ним работала, тем больше видела возможностей для его дополнения, расширения, обогащения. Вроде бы все просто: железная дорога, электропоезд, станции, "массовка" из пассажиров – ну, что тут снимать?
Но ведь МЦК – объект, разный в каждую минуту своей круглосуточной и очень динамичной жизни. Тут можно обратиться к съемке техники, людей, деталей интерьера, отразить историю развития объекта – возможностей и подходов масса, и в дальнейшем я хотела бы продолжить работу над проектом – например, включить в него портреты людей, используя крупные и средний планы. Еще есть замысел попасть в кабину машиниста "Ласточки": я уверена, что и из нее, и в ней самой можно снять очень интересные кадры!"
МЦК. 2018 год. Фото: Ольга Максимова
Из серии "Остановка по требованию". Москва, 2017-2018. Фото: Ольга Максимова
И здесь опять стоит обратиться к двойственности восприятия проекта "Остановка по требованию": ведь речь, вроде бы, идет о вполне конкретных и легко узнаваемых составляющих единого целого под названием МЦК, но, если этого не знать, то при взгляде на многие фотографии не сразу
и поймешь, что же на них изображено – настолько причудливо и непривычно показано привычное. Другими словами, Московское центральное кольцо
и кольцо, отображенное Ольгой, сосуществуют словно два параллельных мира. Первое – сугубо утилитарный объект столичной транспортной инфраструктуры, воплощение самых современных технологий и соответствующей индустриальной эстетики, а второе, по сути, плод авторской творческой фантазии и художественного переосмысления действительности. И чего здесь больше для самого автора: это МЦК, показанное через искусство, или, скорее, искусство, выраженное через МЦК?
If a building becomes architecture, then it is art
Из серии "Остановка по требованию". Москва, 2017-2018. Фото: Ольга Максимова
"И то, и другое, – считает Ольга. – Поначалу ведь просто возник интерес
к новому для горожан и поражающему своей масштабностью объекту, а в итоге получилось передать свои впечатления через искусство: видим этот объект таким, какой он есть, применяем стилистику художников XX века, получаем нужное ощущение в кадре – совершенно иной образ. И на более поздних стадиях съемки именно художественный подход стал привлекать в большей степени: уже не рассматриваем деталь/ситуацию отдельно, а сразу видим готовый "пазл" – арт-объект и, используя технические средства фотографии, фиксируем его.
Однако при этом важно отметить: я приверженец документальной основы
в фотографических съемках. Подобно охотнику, я терпеливо и упорно поджидаю и "выслеживаю" свой кадр! Никакой подтасовки и постановки: только ожидание, поиск и фиксация момента. В постановочных кадрах тоже возможен элемент неожиданности, но он имеет границы, которые диктуются концепцией. Мне же больше по душе многовариантность съемки объекта, хотя этот подход более трудоемкий, чем постановочное фото, в том числе и на стадии отбора".
ПУТЬ НАВЕРХ
Автору "Остановки по требованию", как видно, это удалось.
Все сказанное Ольгой Максимовой выше дает твердые основания воспринимать ее как уже
в достаточной мере сложившуюся творческую личность и концептуального фотографа, способного осуществить не один интересный замысел. Но ведь фотографами – неважно,
по профессии или же по состоянию души – не рождаются, ими становятся, проходя тот или иной путь. И любопытно, что Максимова в этом смысле – дитя своего времени, порожденное случившейся некоторое время назад цифровой революцией и вызванным ею всеобщим фотографическим бумом. Но в том-то и фокус, что вовлеченным в этот бум оказалось великое множество людей,
а фотографом в высоком смысле этого слова удается отнюдь и отнюдь не каждому.
If a building becomes architecture, then it is art
Из серии "Остановка по требованию". Москва, 2017-2018. Фото: Ольга Максимова
"Фотографировать я полюбила еще в юности, снимала обычной мыльницей,
в меру своих интуитивных способностей запечатлевая дни рождения и другие важные для моей семьи события и постепенно набираясь опыта, - рассказывает Ольга. – Когда же современная цифровая и в том числе профессиональная техника стала доступна широкому кругу людей, у меня появилась возможность сравнивать кадры, полученные с разных фотокамер. Разница, конечно, была очень ощутимой, и тогда я решила обзавестись хорошей полнокадровой камерой с возможностью ручных настроек. Так что, наверное, справедливо будет сказать, что всерьез заняться фотографией меня во многом побудила своими возможностями техника, способная обеспечить высокое качество изображения и будучи при этом достаточно простой
в освоении и доступной по цене. Мне удалось получить в свое распоряжение инструмент, с помощью которого можно творчески самовыражаться.

Не забывала я и про повышение своего собственного умения, конечно –
в 2010 году закончила фотографические курсы и с той поры стала снимать уже на качественно ином уровне. Однако впоследствии оказалась в творческом тупике – наснимала за 5 лет массу более или менее удачных одиночных кадров, и возник вопрос: что с ними дальше-то делать. Поразмыслив, пришла к выводу, что нужно учиться еще. Это понимание и привело меня в ИПЛФ, обучение
в котором и расширило, и серьезно углубило уже имевшиеся знания и навыки, но главное, обеспечило переход на новый, более высокий уровень понимания фотографии. Теперь я могу создать готовый законченный продукт, который позволяет полноценно раскрыть интересующую тему. И предлагать такой продукт для размещения на сайтах, выставках, для оформления помещений.

При этом моя основная работа с фотографией никак не связана – я тружусь
в сфере медицины, а снимаю в свободное время. Получается баланс: на работе больше включается голова, а на съемках – эмоции и ощущения".
МЦК. 2018 год. Фото: Ольга Максимова
Из серии "Остановка по требованию". Москва, 2017-2018. Фото: Ольга Максимова
Проект "Остановка по требованию" был реализован Ольгой Максимовой,
как уже отмечалось в начале этого материала, в качестве практической части дипломной работы как раз в период и по итогам ее обучения ИПЛФ. Послужило ли это креативным импульсом к данной работе и оказало ли то или иное влияние на ее ход?
"Несомненно! – считает Ольга. – И в этой связи я бы особо отметила куратора своего дипломного проекта – Игоря Викторовича Гаврилова.
Он помог мне вытащить из себя желание творить в определенном направлении – просто позволил мне делать все в рамках этого проекта,
наводя на новые ориентиры и выслушивая мои идеи будущих съемок.
Считаю, что каждому студенту очень важно выбрать "своего" преподавателя, "свою" родственную душу – благо, институт предоставляет в этом планевесьма широкий выбор.
Для меня таким преподавателем стал Игорь Викторович. Его собственные работы заворожили меня с первых минут обучения в стенах ИПЛФ, они созвучны моему внутреннему миру. И, несмотря на то, что сам мастер работает строго в рамках документальной фотожурналистики, он позволил мне уйти
в моем проекте в арт-фотографию, отмечая прогресс после каждой съемки. Пожалуй, это и есть самое ценное, что наряду с практическими знаниями дает обучение в стенах ИПЛФ – возможность тесного и плодотворного общения
с профессионалами высокого уровня в стенах ИПЛФ. Их жизненный опыт,
а также мировоззрение позволяют студентам на выходе сильно раздвинуть свои собственные мировоззренческие границы: теперь можно все, и главный критерий того, насколько хороша или плоха фотография, находится уже внутри тебя".
Из серии "Остановка по требованию". Москва, 2017-2018. Фото: Ольга Максимова
КОЛЬЦО БЕЗ КОНЦА
И это дальнейшее движение помог обеспечить ректор ИПЛФ Василий Прудников, предложив автору провести выставку и выступив ее куратором.
Верная своим идеям и словам, а не догмам, следуя принципу "Нет предела совершенству"
и опровергая суждение, что лучшее – враг хорошего, Ольга Максимова действительно не остановилась на достигнутом и уже продолжила работу над своим проектом. Собственно, так и напрашивается метафора: совершив "остановку по требованию" в рамках защиты диплома,
ее проект, набирая темп, уверенно двинулся дальше.
"Василий Анатольевич подсказал мне очень интересный вариант трансформации проекта – концептуальную подачу отснятого материала в виде триптихов, – поясняет Ольга. – Вместе мы проработали эту идею, заново провели отбор снимков из большого числа кадров и дублей, и серия получилась с артистической подачей и обрела новое звучание".

Ольга Максимова
фотограф
If a building becomes architecture, then it is art
Из серии "Остановка по требованию". Москва, 2017-2018. Фото: Ольга Максимова
А вот что на сей счет рассказал куратор выставки, директор института фотографии РУСС ПРЕСС ФОТО Василий Прудников:

"Еще будучи студентом ИПЛФ, Ольга прекрасно зарекомендовала себя как творческая личность, стремящаяся во всем видеть позитив и красоту, и это ее качество в сочетании с системной работой в процессе обучения дало отличный результат. При просмотре итоговых аттестационных работ, я – уже даже не как ректор института, а, скорее, глазом куратора – сразу обратил внимание на большой и отчасти скрытый в массиве разрозненных кадров потенциал ее фотосъемки. Ольге удалось очень образно и поэтично отобразить столь сугубо техногенный объект, как городская железная дорога,
и оставалось лишь подать отснятый материал уже на качественно ином, нежели было обусловлено рамками дипломной работы, публичном уровне.

В результате была скомпонована выставочная коллекция из 41 сюжета.
При этом учитывался оригинальный авторский замысел показать Московское центральное кольцо через разные арт-стилистики и концептуальная идея выразить дух этого транспортного объекта посредством чередования масштабных изображений и точечных акцентов – по образу и подобию штрихпунктирной линии: квадратные кадры зрительно выполняют роль станций, а панорамные снимки – роль перегонов между ними. Думаю, нам удалось таким символичным образом передать эту специфику: станция – участок – станция… Это как кино после монтажа – зритель, да и автор в итоге видят то, чего не видели даже участники съемочного процесса.

Успех этого выставочного проекта, полагаю, заключен в синтезе трех составляющих: продуманный, благодатный для художественной натуры дизайн МЦК, правильный и при этом нетривиальный взгляд фотографа
и концептуальная подача фотографий зрителю.
Остается лишь добавить, что фотовыставка Ольги Максимовой стала нашим подарком Москве ко Дню города, а работникам столичного транспорта – к двухлетию пуска МЦК в эксплуатацию. Увидеть ее могут все желающие до середины ноября в переходе между станцией МЦК «Площадь Гагарина" и станцией метро "Ленинский проспект".
Василий Прудников
Директор ИПЛФ - РУСС ПРЕСС ФОТО
Подготовлено:
Институт Профессиональной и Любительской фотографии
www.mipap.ru
Подписка на статьи
Оставьте адрес вашей почты, чтобы быть в курсе свежих статей.
Они выходят раз в неделю.
comments powered by HyperComments
Made on
Tilda