статья #004 16/09/2016
ФОТО и СЛОВО.
Б. Мурадов, журналист, преподаватель ИПЛФ.
Подготовлено Институтом Профессиональной и Любительской Фотографии (ИПЛФ).
© 2016 РУСС ПРЕСС ФОТО - Москва

ФОТО и СЛОВО

О Фоторепортаже ...
Thomas Hoepker / Magnum Photos. USA. 2001. Brooklyn, New York. September 11, 2001.
Об авторе:
Родился в 1958 году в Москве. Выпускник редакционно-издательского факультета Московского полиграфического института (ныне Московский государственный университет печати), профессиональный журналист и редактор. Стаж работы в издательской сфере – 35 лет, в СМИ – более 25 лет. Сотрудничал с рядом центральных изданий, среди которых "Аргументы и Факты", "Известия", "МК", "Комсомольская правда", "Вечерняя Москва" и другие. Специализировался на репортажах и интервью.
В качестве военного корреспондента работал в Югославии, Израиле, Дагестане и других "горячих точках".
В период 2008-2013 годов возглавлял крупнейшее российское фотографическое издание Digital Photo.
С 2013 года, продолжая работать в СМИ, является редакционным директором Культурного проекта РУСС ПРЕСС ФОТО, преподаватель Института Профессиональной и любительской фотографии.

Авторский курс "ФОТО и СЛОВО" с 11 января 2024 года 19.00-22.00
в Институте фотографии ИПЛФ.
Запись >>> https://mipap.ru/muradov

Журналист, редактор, преподаватель
Репортаж: в начале было слово
Фоторепортаж – не в узком жанровом смысле, а как фотожурналистка в целом – специфическая и, пожалуй, особняком стоящая разновидность фотографического искусства. Фоторепортаж во всем мире обретал свой статус по мере развития и роста газетной индустрии, и в нашей стране получил особое значение приобрел в эпоху индустриализации в 30-е годы и затем в период Великой отечественной войны. Невозможно переоценить заслуги фронтовых фотокорреспондентов – Макса Альперта, Дмитрия Бальтерманца, Евгения Халдея, Аркадия Шайхета и других их коллег, работы которых не только отражали ход военных действий и прославляли героизм наших воинов в периодической печати того времени, но и пронесли бесценную визуальную историческую информацию сквозь десятилетия до наших дней и для будущих поколений. Именно фоторепортаж наряду с кино- и видеохроникой дает возможность не только прочитать или услышать о настоящем и прошлом,
но и увидеть всё это своими глазами.

Однако чаще всего в печатных СМИ, а теперь и в Интернете, фотографии лишь сопровождают текст, причем зачастую подбираются фоторедакторами "из того, что есть".

Причина тривиальна: у редакции далеко не всегда есть возможность направить на место события и пишущего журналиста, и фотографа, гораздо чаще они работают порознь. При этом пишущий журналист, даже если что-то
и снимет собственноручно, в силу разных причин редко может добиться должного качества и выразительности снимков, а фотографы, как показывает практика, не очень сильны в написании внятных, содержательных и композиционно грамотных текстов. Поэтому
Зачем слова, когда есть фото?
Thomas Hoepker / Magnum Photos.
USA. 2001. Brooklyn, New York.
September 11, 2001.
Есть мнение, что хороший, талантливо исполненный фотоснимок должен говорить сам за себя, и искусство фотографа состоит в числе прочего и в том, чтобы увидеть в происходящем главное и передать смысл этого главного лишь визуальными средствами – серией или даже одной единственной фотографией. Отчасти это мнение справедливо, и есть немало подтверждающих это блестящих примеров. Скажем, знаменитый снимок фотографа Magnum Томаса Хопкера / Thomas Hoepker, запечатлевший беспечно веселящуюся компанию на фоне горящих нью-йоркских "башен-близнецов": ее смысл и без всяких слов понятен любому, кто хоть что-то знает о событиях 11 сентября 2011 года. (USA. 2001. Brooklyn, New York. September 11, 2001.) Более того, какие-либо пояснения к этой фотографии были бы попросту излишними. Однако так обстоит дело не всегда, и весьма часто для понимания смысла фотоснимка и стоящего за ним событийного фона необходимы не просто краткие пояснения, а полноценный развернутый текст, история. Тому есть тоже множество примеров – как, скажем, фото жителя села Ботлих и рассказ о нём.
Зачем фото, когда есть слова?
С другой стороны, хороший журналист-репортажник и публицист способен так описать словами событие, что и без фоторяда все будет предельно ясно,
да и эмоциональное воздействие будет иметь место. Однако же современная подача материала предполагает почти непременное сопровождение текста иллюстративным рядом, причем отснятым непосредственно на месте описываемого события. Скажем, словесное описание тех же событий
11 сентября 2001 года не способно передать весь ужас происходившего тогда настолько полно и драматично, как это можно сделать, сопроводив текст фотографиями. И драма жителя Ботлиха становится гораздо рельефнее
и ощутимее, когда видишь перед собой фото этого человека.
БОРИС МУРАДОВ / АиФ.
На развалинах своего дома

Этот снимок был сделан в августе 1999 года в дагестанском селе Ботлих – точки начала так называемой "второй чеченской войны". Если бы для того, чтобы выбить из села засевших в мирных домах и накачавшихся наркотиками боевиков, нашим частям, участвовавшим контртеррористи-ческой операции, пришлось идти на штурм без артподготовки, полегло бы немало бойцов. И тогда жители Ботлиха, вынужденные покинуть село, призвали артиллеристов стрелять прямо по своим домам, подсказывая, где именно прячутся боевики. В результате удалось избежать большого числа жертв среди солдат, но от села остались лишь руины.
В одночасье жившие в нем дагестанцы остались без крова и без всего, что их кормило – садовых деревьев, коров, овец… Каким-то чудом среди этого ужаса выжили только их кошки. На фото – один из этих самоотверженных людей с только что найденной на еще дымящихся развалинах своего дома кошкой, и, наверное, его лицо говорит обо всем лучше любых комментариев… Этот снимок, снятый на цветную пленку, был опубликован в черно-белом варианте в еженедельнике "Аргументы и факты"
в качестве иллюстрации к моему репортажу с места событий.
И, как мне кажется, черно-белая гамма здесь однозначно уместнее цветной.

Единство курицы и яйца
Казалось бы, очевидно, что фоторепортаж – явление вторичное по отношению к репортажу словесному, поскольку и печать, и тем более письменность появились гораздо раньше фотографии. С другой стороны, еще до возникновения письменности люди пытались сохранить и донести до других людей информацию о своей жизни и окружающей действительности посредством наскальных рисунков, выполнявших в те древние времена,
по сути, функцию фоторепортажа. Поэтому стоит оставить ненужные споры
о первородности яйца и курицы. Вывод очевиден: в наиболее выгодном положении оказывается тот репортер, которые совмещает в себе умение
и писать, и фотографировать – на профессиональном уровне.
То есть пишущий журналист с фотокамерой в руках.

Стоит заметить, что как раз по такому принципу сейчас работают многие блоггеры. Однако же далеко не всегда между блоггером и журналистом можно поставить знак равенства. Скорее наоборот, поскольку блоггер, как правило, выражает в своих публикациях главным образом личную точку зрения, в то время как профессиональный и ответственный журналист, даже глядя на происходящее "со своей колокольни" и даже в рамках редакционной политики издания стремится к более взвешенному освещению. Но, так или иначе, человек, обладающий подготовкой репортера-универсала, при желании или необходимости сможет с успехом применить свои навыки уже и в блогосфере.
Много pro и лишь одно contra
Недостаток здесь (при прочих равных) один:
нужно успевать делать два дела сразу.

Преимуществ значительно больше. Вот только два из них:

  1. Репортер-универсал, скорее всего, может отснять именно то, о чём он собирается писать, и именно так, как ему надо в соответствии с задуманной концепцией материала. Или, наоборот, добудет необходимую информацию
  2. в дополнение к отснятым кадрам.
  3. Имеется гарантия присутствия и корреспондента, и фотографа в одном месте и в одно время, поскольку это один и тот же человек. И дело не только в возможности редакции направить на место действия лишь одного сотрудника вместо двух. Скажем, в рамках работы в горячей точке есть необходимость оказаться в вертолете или бронетранспортере, а место есть лишь одно – и универсалу этого одного места вполне хватит. Один человек значительно мобильнее и автономнее двух.
Что делать?
Пишущему журналисту стоит овладеть профессиональными навыками работы с фотокамерой. Фотографу имеет смысл уметь облекать увиденное в словесную форму.


Авторский курс "ФОТО и СЛОВО" с 11 января 2024 года 19.00-22.00 в Институте фотографии ИПЛФ.
Запись >>> https://mipap.ru/muradov
Журналист
Подготовлено:
Институт Профессиональной и Любительской фотографии РУСС ПРЕСС ФОТО
www.mipap.ru
Made on
Tilda