17/02/2019 иплф
ТВОРЧЕСКАЯ ВСТРЕЧА С ФОТОГРАФОМ СЕРГЕЕМ БОРИСОВЫМ
17 февраля 2019 года РУСС ПРЕСС ФОТО приглашает в Институт фотографии на встречу
с известным фотографом российского андеграунда Сергеем Борисовым.

СЕРГЕЙ БОРИСОВ
Знаменитый советский и российский фотограф, автор великого множества культовых снимков известных художников и музыкантов нашей страны, представителей московского и питерского андеграунда.
На фото - Сергей Борисов в своей мастерской.
Фотограф Сергей Борисов в своей мастерской. 2019. Фото: Василий Прудников
ТВОРЧЕСКАЯ ВСТРЕЧА
С ФОТОГРАФОМ СЕРГЕЕМ БОРИСОВЫМ
17 февраля (воскресенье) в 16:00
Не упустите возможность пообщаться с автором культовых снимков РОССИЙСКОГО АНДЕГРАУНДА
Место проведения:
Институт фотографии ИПЛФ-РУСС ПРЕСС ФОТО

Москва, метро «Преображенская площадь», НИИДАР,
ул. 1-я Бухвостова, 12/11, корп. 53, офис 433.
Справки по тел.: +7 495 233-27-85; +7 915 258-71-25

Стоимость участия - 500 руб.
Фотограф Олег Виденин

Хьюстон, Фото: Василий Прудников
Фотограф Сергей Борисов

Сергей Борисов родился в 1947 году в Москве.
В 12 лет увлекся фотографией.
Исколесив в начале 70-х Советский Союз в качестве работника вагона ресторана и сменив еще чуть ли не десяток профессий. На своем опыте он познал, что такое инсайды советского быта с его мещанскими мелодрамами «умения жить», фарцовочными кругами, иерархиями ценностей и мод в валютной и «фирменной» жизни советской богемы и деловых людей. В преддверии Олимпиады дряхлеющая номенклатура, привыкшая жить с несоветским размахом, развязала войну министерских кланов и чистку собственных рядов. К этому времени уже сложилась эрзац-культура, напоминавшая западный мир популярности и шика, сложился запрос на моду. На смену героям полей и космоса на открытках, продававшихся в ларьках Союзпечати, пришли звезды кино, театра и эстрады. Начался период плакатов и винила.

По словам фотографа, имевшего в своей коллекции Софию Ротару, Андрея Вознесенского, Юрия Антонова, Владимира Высоцкого, Эдиту Пьеху, Михаила Боярского, тот, кто просто снял в те времена Аллу Пугачеву, хотя бы из толпы, уже мог считать себя успешным фотографом. А Борисов оформил для нее две пластинки.
Самые знаменитые свои фотографии Сергей Борисов снял в период перестройки и начала 90-х годов.

Проект «Студия 50 А» собирает вместе фотографии, которые ярко показывают уникальное место Сергея Борисова на российской художественной сцене. На выставке можно будет увидеть как классические работы автора, так и совсем новые. Сергей Борисов обосновался в Студии 50 А на Знаменке с 1979 года. Там его застал заказ от французского Le Monde на иллюстрацию статьи о советском роке, слухи о котором докатились до Запада. Борисов предложил им сделать центральной фигурой «царя русского рока» Бориса Гребенщикова и его «Аквариум», только что записавший альбом «Радио Африка», и именно с этого момента началось погружение в мир ленинградского андеграунда. На волне новой музыки и эстетики Студия 50 A вскоре стала коммуникативным центром между Москвой и Ленинградом и стартовой площадкой для целого пласта новой культуры и искусства.
Я по природе эпатажник, с этим ничего уже не сделаешь. Да и посетители мои не менее эпатажные. Многие даже не слышали о том, что происходило в этих стенах в 80-е, но по духу они такие же бунтари, как герои андеграунда. Только теперь их бунт направлен против мира гламура. Знаете, мне кажется, что есть места, которые просто созданы для гламура, — Париж, Милан, но у Москвы совсем другое предназначение.
Сергей Борисов
Фотограф
СССР, 1989. © Сергей Борисов
Борисов показывал другую сторону советской жизни - богемный андеграунд, который участвовал и в жизни студии, и в фотоисториях, придуманных Сергеем. Первая рок-дива Советского Союза Жанна Агузарова, "Чемпионы мира", Роман Виктюк, Цой, Владислав Монро, Георгий Гурьянов, Тимур Новиков - всем им было легко позировать и участвовать в его перформансах, сохраняя непосредственность и дерзость выходок, забираясь на памятники или раскрепощенно оголяясь в студии и на улицах города. Другому фотографу вряд ли удалось бы снять советскую богему так, как Сергею, хотя бы из-за существовавшего доверия и одного уровня понимания современности между фотографом и моделью - неписаных установок андеграунда того периода, частью которого стала студия на Знаменке.
Одно дело первому снимать то, что остальным недоступно, другое дело — вставать в ряд и выполнять стандартные задания
Сергей Борисов, фотограф
"Калашников". Ирина Гасанова, 1985 год © Сергей Борисов
Фотографии Сергея Борисова закономерно появились на страницах культовых журналов Face, Tempo, Actuelle, Interview и Photo задолго до того, как набирающее темп и популярность новое движение на локомотиве «Популярной механики» Сергея Курехина въехало в кино и телеиндустрию, оставив после себя десяток фильмов — включая культовую для целого поколения «Ассу». Когда же это случилось в 1988 году, накануне проведения московского «Сотбис», можно было уверенно констатировать, что андеграунд 80-х, достаточно оторванный от советских реалий, эмоциональный и яркий, некогда пугающий обывателя и власть, стал по-настоящему новым популярным искусством, визитной карточкой перестройки, и в этой истории наступила пора ставить точку.
Второе мое пришествие в фотографию было лет десять спустя, когда я устроился работать выездным фотографом в подмосковном городе Пушкино. Этот выбор был не от большой любви к фотографии, а от того, что из-за ошибок молодости, я не мог устроиться на приличную работу в Москве. Но разъезжая по Подмосковью, я кроме «головок» детишек, снимал пейзажи и жанровые сценки.
Сергей Борисов, фотограф
Сергей Борисов. Автопортрет 1994
«Герои андерграунда 80-х годов – веселящаяся детвора. Они не хотят ничего кроме популярности и конфет. Не обещая никаких утопий, они не берут на себя никакой ответственности. Это – люмпены, истопники придомовых котелен, готовые порой блеснуть в лучах нью-йоркской рампы и возвратиться на 20-копеечный рацион митьков. Они ловки той воровской ловкостью, которая не под силу ни Академии Художеств, ни акционерному обществу, хотя, быть может, со временем, они организуют банк или станут академиками. В нынешней кутерьме все возможно.

Борисов для них – не льстец, лесть растворяется в густом самолюбовании, но и не критик. Их искрящийся нарциссизм закален отсутствием зрителей. Они играют на публику, которой нет, а потому эта игра неуязвима и тотальна. Поскольку она имитирует уходящую культуру, то фотограф должен быть её органическим свидетелем и как в былые времена фотографии доярок и стахановцев были делом искусства и ракурса, так и новая беззаботность рождается в творческом слиянии фотографа и модели.

Здесь нет фальши. Подлинное и поддельное утрачивает свою былую противоположность, ибо сегодня – их время, а завтра? Завтра ведь может вообще не быть. Иными словами их богиня – богиня постмодернизма. Мода, каприз, мгновение».
«Полет», 1988 год © Сергей Борисов
ТВОРЧЕСКАЯ ВСТРЕЧА
С ФОТОГРАФОМ СЕРГЕЕМ БОРИСОВЫМ
17 февраля (воскресенье) в 16:00

Место проведения:
Институт фотографии ИПЛФ-РУСС ПРЕСС ФОТО

Москва, метро «Преображенская площадь», НИИДАР,
ул. 1-я Бухвостова, 12/11, корп. 53, офис 433.
Справки по тел.: +7 495 233-27-85; +7 915 258-71-25

Стоимость входа - 500 руб.
Подготовлено:
Культурный проект РУСС ПРЕСС ФОТО
www.russpressphoto.ru
В материале использован авторский текст и фотографии Льва Бородулина.
Подписка на статьи
Оставьте адрес вашей почты, чтобы быть в курсе свежих статей.
Они выходят раз в неделю.
comments powered by HyperComments
Made on
Tilda