статья #003 01/09/2016
РАЗВИТИЕ ФОТОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ.
М. Геллер, декан ИПЛФ.
Подготовлено Институтом Профессиональной и Любительской Фотографии (ИПЛФ).
© 2016 РУСС ПРЕСС ФОТО - Москва

ФОТООБРАЗОВАНИЕ
В РОССИИ

Этапы развития ...
Фотографическое образование в России прошло в своем развитии несколько этапов.
1-й
1920-1930 годы
На первом этапе, рубеже 19-20 веков, когда фотография собственно сама становилась на ноги, образования по сути дела не было. Основоположники, пришедшие в новый вид деятельности от мольберта или от письменного стола, заваленного чертежами камеры-обскуры, сами придумывали догматы профессии, изредка поглядывая друг на друга. Несколько следующих поколений фотографов приобретали необходимые умения, работая за науку в качестве «мальчиков для растирания красок».

пЕРВЫЕ ФОТОГРАФЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО УЧИЛИСЬ САМИ У СЕБЯ, Т.Е. МЕТОДОМ ПРОБ И ОШИБОК.
Появление в 20-х годах прошлого века более компактных и доступных по цене фотоаппаратов вызвало к жизни фотолюбительство.
Любители тоже были самоучками, приобретая знания из книг, вроде знаменитых «25 уроков фотографии» или статей в журнале «Советское фото». Местами, где можно было получить навыки фотографирования в очном режиме, стали многочисленные фотокружки и немногочисленные фотоклубы.
Типичные заголовки статей журнала
"Советское фото" 1926-1930 годов
БРОМОЙЛЬ ДЛЯ ВСЕХ!
Советское фото, 1926'01
ЕСТЬ ЛИ у нас НАУКА о ФОТО-С'ЕМКЕ?
Советское фото, 1926'08
Фотография нужна каждому на всю жизнь,
она нужна ребенку, она нужна ему во все время его учения, она нужна и когда он будет взрослым, когда из него создастся, быть может, ученый или практический деятель.
1926 г. — А.В. Луначарский
ДАЙТЕ ДЕШЕВУЮ ФОТО-АППАРАТУРУ!
Советское фото, 1927'03
ФОТО-АППАРАТ - ЖУРНАЛИСТУ!
Советское фото, 1927'09
Но как каждый передовой товарищ должен иметь часы, так он должен уметь владеть фотографической камерой.
1926 г. — А.В. Луначарский
ПОЛИТПРОСВЕТРАБОТА в КРАСНОЙ АРМИИ и ФОТО!
Советское фото, 1927'11
ФОТО-РАБОТА в Красной Армии ширится с каждым годом вместе с ростом партполитпросветработы. Воспитательный характер фотографии учтен в уставе РККА.
Будущие кино-операторы обучаются ловле фото-кадров.
2-й
1950- до 2000 года
На этом втором этапе появилось и профессиональное фотографическое образование, которым занимались профтехучилища и техникумы. Готовили там фотографов бытовых фотоателье. Образование было средним – в прямом и переносном смысле.

С высшим образованием все было значительно сложнее.
ВУЗы подготовкой фотографов не занимались. Вплоть до недавнего времени, только в некоторых институтах существовали ознакомительные курсы фотографии, как предварительный этап обучения, скажем, кинооператоров. Существовал, правда, Журфак МГУ, имевший отделение, готовившее фотожурналистов. Попасть туда было почти невозможно. О высшем образовании для фотохудожников речь и вовсе не шла. Большая часть профессиональных фотографов рекрутировалась из продвинутых фотолюбителей-самоучек, которые, в лучшем случае, варились в собственном соку фотоклубов.
3-й
с 2000 года
С распространением Интернета появилась альтернатива фотоклубам в виде так называемых фотосайтов. Публикуя на таких сетевых площадках свои работы, фотолюбители могли получать отзывы, критику и рекомендации собратьев, что в какой-то мере способствовало их совершенствованию.
ТИПИЧНАЯ КАРТИНКА
СОВРЕМЕННЫХ ФОТОСАЙТОВ
Скрин-шот Яндекс: Фотосайты / Картинки - 2016 г.
Начало цифровой эпохи и связанное с ней упрощение технологий получения изображения привело к взрывному росту интереса к фотографии и ознаменовало переход к третьему этапу развития образования фотографов. Всеобщий фотографический бум привел к созданию сначала десятков, а затем и сотен фотошкол. Основными клиентами школ были и остаются фотолюбители, не помышляющие о профессиональной карьере. Чаще всего, это дамы, получившие в подарок фотоаппарат с многочисленными кнопочками и крутилками, в которых трудно разобраться. Для тех же, кто решил сделать фотографию профессией, появились фотоотделения и даже факультеты фотографии в нескольких частных вузах.
Типичные фотолюбители 2000-х
Практические занятия на курсе Начинающего фотографа. 2014 г. Фото: Василий Прудников
У фотошкол и у ВУЗов с фотоотделениями есть две общие проблемы.

Поскольку унифицированных государственных программ обучения пока не существует, каждое образовательное учреждение придумывает курсы на свой страх и риск. В результате, образование оказывается фрагментарным и несистемным. По сути, в программу включаются лишь те предметы, которыми владеют несколько начинающих преподавателей, чудом привлеченных к работе за очень умеренную плату.

Вторая проблема связана именно с преподавателями.
Дело даже не в том, что чаще всего ими становятся молодые люди, которые сами лишь пару лет назад сделали первые шаги в профессии. К сожалению, мало специалистов, которые одновременно являются серьезными фотографами и при этом умеют преподавать, тем более владеют искусством педагогики. В результате, наряду с «учителями», которые сами ничего не умеют (а таких большинство), в фотошколах, да и в ВУЗах работают хорошие фотографы, не умеющие выстроить курс и даже внятно изложить свои соображения перед аудиторией, и неплохие преподаватели с более чем скромными достижениями в фотографии. Вторые, пожалуй, предпочтительнее, но эффективность их все равно близка к нулю.
Создавая Институт Профессиональной и Любительской Фотографии (ИПЛФ), мы старались справиться с обозначенными выше проблемами, перейдя тем самым к четвертому этапу развития фотообразования в нашей стране.
Программа обучения разработана на основании экспертных оценок ведущих отечественных фотожурналистов и теоретиков фотографии таким образом, чтобы были освещены все стороны профессиональной подготовки фотографа. Это дает возможность получить сбалансированное системное образование, необходимое специалисту высокого уровня.

В качестве преподавателей приглашены ведущие российские действующие фотографы, признанные и общеизвестные мастера фотографии, неоднократные победители World Press Photo и других престижных конкурсов. Достаточно назвать хотя бы такие поистине легендарные имена, как Владимир Вяткин, Игорь Гаврилов, Сергей Киврин, Дмитрий Донской. Все наши мастера не только имеют несомненные высочайшие достижения в профессии, но и являются серьезными педагогами, обладающими многолетним опытом преподавания фотографии. Теоретические дисциплины преподают такие известные ученые, как доктор искусствоведения Вячеслав Шестаков и кандидат искусствоведения Ирина Чмырева.

На данный момент такого преподавательского состава нет ни в одном другом учебном заведении страны.

21 ПРЕПОДАВАТЕЛЬ НАШЕГО ИНСТИТУТА и более, ГОТОВы ПОДЕЛИТЬСЯ с вами СВОИМ ОПЫТОМ И ЗНАНИЯМИ В ОБЛАСТЯХ ОТ ИСТОРИИ ИСКУССТВ ДО СОВРЕМЕННЫХ МУЛЬТИМЕДИА. ПОДРОБНЕЕ >>>
На первой стадии развития Института, который является структурным подразделением Культурного проекта «РУСС ПРЕСС ФОТО» (руководитель В.Прудников), мы проводим лицензированное обучение по программе ДПО (дополнительное профессиональное образование) по специальности «Фотожурналистика». В дальнейшем будут добавлены и другие фотографические специальности.

В перспективе –
обучение по программе второго высшего образования.


Еще одно направление нашей деятельности - обучение фотолюбителей, желающих совершенствоваться в фотографии, не переходя в категорию профессионалов. Для них предназначен широкий спектр курсов – от базовых для новичков, до специальных для опытных любителей - по системе ДОВД (дополнительное образование для детей и взрослых).
Снимают теперь миллионы,
а хорошо снимают, как и в эпоху «Фотокоров», «Смен» и «Зенитов» единицы.
У проблемы совершенствования фотообразования есть еще один важный аспект. Как ни странно, до сих пор число хороших и очень хороших фотографов в стране является величиной более-менее постоянной.

Дальнейшее развитие фотообразования, скорее всего, не приведет к росту числа выдающихся мастеров, хотя бы потому, что помимо знаний и умений нужен талант, а это – штука редкая. Впрочем, это не страшно, поскольку число рабочих мест для профессиональных фотографов ограничено, и найти соответствующую вакансию совсем не легко. Хорошее системное образование, поэтому, нужно не столько для увеличения числа гениев, сколько для выявления талантливых людей, задания им направления для развития и обеспечения всеми необходимыми знаниями и навыками. Таким образом, принципиальный качественный отрыв фотографов, получивших профессиональное образование, от даже талантливых коллег-самоучек обеспечит им несомненные конкурентные преимущества и сделает желанными и непревзойденными игроками на рынке фотографического труда.
Михаил Геллер
Декан Института фотографии

"Учиться фотографии надо! Фотография -
самый динамично развивающийся вид искусства,
самый социально ориентированный."

Фотожурналист, преподаватель Владимир Вяткин
на Дне Открытых Дверей в Институте Фотографии:
© 2016 Фото на странице: Журнал "Советское фото", Василий Прудников.
Подписка на статьи
Оставьте адрес вашей почты, чтобы быть в курсе свежих статей.
Они выходят раз в неделю.
comments powered by HyperComments
Made on
Tilda